26 марта ‘19, Вторник

Американцы научили шпинат искать взрывчатку

Биологи придумали, как заставить обыкновенный шпинат распознавать следы взрывчатки. Аналогичная методика позволить задействовать растения и при поиске других запрещенных или опасных химикалий.

Результаты исследования, проведенного американскими специалистами из Массачусетского технологического института, опубликованы в журнале Nature Materials.

Эксперимент проводился со шпинатом огородным - его зелень используется при приготовлении многих салатов. Однако ученые показали, что шпинат может быть полезен не только поварам, но и саперам. Для этого они снабдили растение специальными углеродными нанотрубками, ассоциированными с белком бомболитином.

Нанотрубки вводились в листья с помощью шприца. С каждой инъекцией в ткани шпината поступало более 10 миллиардов нанотрубок. Затем исследователи поливали шпинат водой с примесью нитроароматических соединений - эти молекулы содержатся в почве минных полей, куда они проникают из взрывчатых веществ.

Уже спустя 9 минут после полива шпинат начинал реагировать на нитроароматические молекулы - они проникали в него через корневую систему. А именно, связываясь с белком бомболитином, нитроароматические вещества заставляли нанотрубки в листьях шпината флюоресцировать в ближней инфракрасной области, когда ученые направляли на растение луч лазера.

Исследователи говорят, что нанотрубками, чувствительными к различным опасным соединениям, можно снабдить практически любые растения. Это позволит, например, контролировать содержание загрязняющих веществ в окружающей среде в режиме реального времени.