17 июля ‘18, Вторник

Ученые разобрались с происхождением Луны

Найдено новое доказательство того, что возникновению Луны предшествовало столкновение Земли с инородным космическим телом.

Американские планетологи связали отсутствие воды и цинка в породах Луны с тем, что она произошла в результате столкновения прото-Земли и протопланетного образования Тейя. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.

Ранее ученые выдвинули гипотезу, согласно которой Луна представляет собой сгусток вещества, выброшенный прото-Землей при столкновении с космическим телом, получившим название Тейя. Согласно расчетам, на 60% Луна состоит из материала прото-Земли и на 40% - из материала Тейи. Этой гипотезе противоречит то, что в породах Земли и Луны соотношение титана и других металлов практически совпадает.

Чтобы доказать, что столкновение с Тейей всё-таки повлияло на формирование Луны, авторы работы проанализировали образцы лунного грунта, собранные в ходе миссий «Аполлон». Выяснилось, что они содержат значительно меньше цинка по сравнению с земными породами. Кроме того, на Луне наблюдается повышенная концентрация тяжелого изотопа цинка-66 (на Земле и Марсе она меньше в 3-4 раза).

Исследователи считают, что объяснить этот факт можно только столкновением Земли и Тейи. Дело в том, что цинк-66, тяжелый изотоп цинка, сосредотачивается в основном в твердой материи, в то время как более легкий цинк-64 концентрируется в газе и пыли. Когда Тейя и прото-Земля столкнулись, газопылевой компонент будущей Луны был притянут Землей, так что на Луне остался в основном цинк-66.

Эта же гипотеза позволяет объяснить и отсутствие воды в лунных породах. Как полагают авторы работы, материал прото-Луны изначально был богат водой, однако затем ее пары также были притянуты Землей.