21 апреля ‘19, Воскресенье

Геологи доказали, что у первых организмов цинка было вдоволь

Ученые выяснили, что концентрация цинка в древних океанах была такой же, как и сейчас. Следовательно, развитие эукариотических организмов не могло быть ограничено нехваткой этого элемента.

Результаты исследования, проведенного группой американских геологов из Калифорнийского университета и их канадскими коллегами из Университета Альберты, опубликованы в журнале Nature Geoscience.

Белки, содержащие цинк, играют важную роль в жизнедеятельности эукариотических клеток. В основном они сосредоточены в клеточном ядре и участвуют в регуляции активности генов. Поэтому малое разнообразие эукариот, наблюдаемое в геологической летописи вплоть до рубежа в 600-800 миллионов лет назад, ученые объясняли недостатком цинка в древних океанах.

Дело в том, что палеоокеаны долгое время считались перенасыщенными сульфидами. В такой среде ионы цинка выпадают в осадок. Однако в 2011 году ученые показали, что обилие сульфидов было характерно лишь для отдельных участков древних океанов. Это и заставило авторов работы начать проверку гипотезы о нехватке цинка.

Исследователи проанализировали концентрацию цинка в образцах черных сланцев (они образовывались в бескислородных условиях) возрастом 2700 – 580 миллионов лет, собранных в Северной Америке, Африке, Австралии, Азии и Европе. Оказалось, что в протерозойскую эпоху концентрация этого элемента в морской воде не отличалась от современной.

«Чтобы представить себе первые этапы эволюции жизни, важно понять, в каких условиях она развивалась. Мы показали, что уровень цинка в палеоокеане был высоким и колебался не так сильно, как считалось ранее. Следовательно, развитие эукариот было ограничено какими-то другими факторами», -- пояснил Тимоти Лионс, один из авторов работы.