28 марта ‘24, Четверг

Бактерии Колымы приспособлены к жизни на Марсе

Микробиологи продемонстрировали, что некоторые штаммы бактерий, живущих в вечной мерзлоте, способны расти в условиях, приближенных к марсианским. Это проливает свет на проблему существования жизни в космосе.

Результаты исследования, выполненного российскими учеными из Института физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН, опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Известно, что вода на Марсе существует лишь в форме льда. Поэтому авторы работы решили искать бактерий, способных переносить экстремальные условия Красной планеты, в песчаных отложениях, которые залегают в горизонте вечной мерзлоты и по структуре напоминают марсианский реголит.

Для этого они взяли образцы бактериальной микрофлоры с глубины около 20 метров на правом берегу реки Колымы. В течение месяца в комнатных условиях ученые выращивали бактерий на питательной среде и затем подвергали их действию пониженного давления, в 150 раз уступающего атмосферному, нулевой температуры и избытка CO2.

Считается, что эти факторы, действующие на многих планетах, в сочетании с отсутствием кислорода препятствуют росту микроорганизмов. Действительно, из 10 тысяч бактериальных колоний, с которыми экспериментировали исследователи, только 6 смогли успешно развиваться в столь экстремальных условиях. Анализ их ДНК показал, что все они относятся к роду Carnobacterium.

Ранее бактерии из этой группы были обнаружены в озерах Антарктики. Они способны длительное время обитать в изоляции под толщей льда. По расчетам ученых, представители Carnobacterium, извлеченные из вечной мерзлоты Колымы, попали туда около 6-8 тысяч лет назад и с тех пор были отрезаны от внешнего мира.

Исследователи подчеркивают, что в их работе не было учтено действие солнечной радиации и космических лучей, которые также являются важным препятствием для существования жизни на Марсе и других планетах.