19 апреля ‘24, Пятница

Астрофизики разглядели «косы», разогревающие солнечную корону

Пять минут работы телескопа Hi-C позволили ученым впервые увидеть магнитные косы, благодаря которым внешние слои Солнца разогреваются до аномально высоких температур.

Об этом говорится в статье, опубликованной в свежем выпуске журнала Nature. Статья подготовлена американскими специалистами из Космического центра Маршалла совместно с российским ученым Сергеем Кузиным из Физического института имени Лебедева РАН.

Солнечная корона, верхний слой атмосферы нашего светила, разогрета до 2-4 миллионов градусов Кельвина, в то время как нижележащие слои солнечного вещества, хромосфера и фотосфера, имеют температуру всего несколько десятков тысяч градусов. Поиск причин такого перепада температур является одной из ключевых задач физики Солнца.

Ранее ученые предположили, что за разогрев короны отвечает солнечное магнитное поле. Его силовые линии выталкивают потоки заряженного газа из глубины на поверхность Солнца. Согласно расчетам, при этом в короне должны возникать так называемые магнитные косы, однако до настоящего времени ученым не удавалось их обнаружить.

Открытие было сделано за 620 секунд

Чтобы проверить гипотезу о связи солнечного магнетизма и высокой температуры короны, российские и американские специалисты сконструировали небольшой телескоп Hi-C (High Resolution Coronal Imager). В июле 2012 года он был запущен на беспилотной метеорологической ракете, полет которой продолжался всего около 10 минут.

За время полета телескоп включился на 620 секунд. Благодаря своей особой оптике он сделал ряд снимков небольшого участка Солнца (всего 3% от его общей поверхности) с высоким разрешением. Это позволило разглядеть детали строения короны размером в 150 километров, среди которых и были обнаружены магнитные косы.

«Мы сразу поняли, что открыли что-то фантастическое», -- рассказал Джонатан Киртэйн, один из авторов исследования. Анализ магнитных структурах, снятых Hi-C, показал, что их энергии достаточно для того, чтобы разогревать корону. Это подтверждает ранее высказанную гипотезу о действии магнитного поля Солнца.

Машкова впервые обратилась к отцу после отречение и эмиграции