25 сентября ‘18, Вторник

Астрофизики разработали способ быстрого взвешивания черных дыр

Проанализировав движение молекулярного газа вокруг сверхмассивных черных дыр, исследователи научились определять их массу, не прибегая к длительным наблюдениям. В будущем дыры можно будет взвешивать всего за 10 минут.

Результаты исследования, проведенного американскими астрономами под руководством Тимоти Дэвиса из Европейской южной обсерватории, опубликованы в свежем выпуске журнала Nature.

Все галактики, как правило, имеют в своем центре по одной сверхмассивной черной дыре. Чтобы оценить размеры этих образований, ученым приходится наблюдать за орбитами звезд, расположенных в центральных областях галактик и испытывающих воздействие гравитационного поля дыр. Однако этот метод является достаточно трудоемким.

Поскольку межзвездное вещество поглощает значительную часть рентгеновских и радиоволн, исходящих из черных дыр, то определить их массу по излучению также не всегда возможно. Авторы работы предложили решение этой проблемы, наблюдая за сверхмассивной черной дырой в галактике NGC4526 с помощью телескопов, работающих в субмиллиметровом диапазоне.

В этом диапазоне хорошо видны облака угарного газа (CO) и водорода, вращающиеся рядом с центром галактик. Система из 6 телескопов CARMA, расположенная в штате Калифорния, позволила ученым определить характер движения газа и вычислить, что черная дыра в центре NGC4526 по массе в 450 миллионов раз превосходит Солнце.

Новый способ взвешивания черных дыр значительно проще существовавших до этого методик и применим к галактикам, удаленным от нас на расстоянии почти до 250 млн световых лет. Авторы работы отмечают, что уже в текущем году будет введена в эксплуатацию чилийская обсерватория ALMA, состоящая из 66 телескопов, работающих в субмиллиметровом спектре. Это даст возможность взвешивать дыры новым способом всего за 10 минут.