29 марта ‘24, Пятница

Телескоп «Планк» составил карту реликтового излучения Вселенной

Карта реликтового излучения, полученная с помощью космического телескопа «Планк», позволила уточнить состав Вселенной. Оказалось, что в ней больше темной материи, чем считалось ранее.

О том, что специалисты завершили обработку данных «Планка», сообщило Европейское космическое агентство (ESA).

Телескоп, запущенный ESA в 2009 году, работает на микроволновых частотах. Он изучает реликтовое излучение – свет, который начал распространяться через 350 тысяч лет после Большого взрыва, когда ионизированная материя начала остывать. По характеру этого излучения можно сказать о первоначальном строении Вселенной.

Уточненная карта «эха» Большого взрыва помогла ученым скорректировать постоянную Хаббла, скорость расширения Вселенной на данный момент. Выяснилась, что она равна 67,15 км в секунду на мегапарсек, то есть две галактики, разделенные расстоянием в один мегапарсек (3,26 млн световых лет), расходятся со скоростью в 67,15 км в секунду.

Эта корректировка дала возможность более точно оценить возраст Вселенной. По новые данным, он составляет 13,82 млрд лет (на несколько десятком млн больше, чем думали раньше). Кроме того, согласно данным «Планка», во Вселенной имеется не 22,7% темной материи, а 26,8%. Доля обычной материи равна 4,9%, всё остальное приходится на темную энергию.

Карта, полученная «Планком», подтвердила существование аномалий, открытых его предшественником, аппаратом WMAP. Он был запущен агентством NASA в 2001 году и обнаружил, что температура в разных «полушариях» Вселенной отличается. Более точные приборы «Планка» также нашли во Вселенной «холодные пятна».