19 апреля ‘24, Пятница

Циклон на Венере удивил планетологов своей переменчивостью

Ученые выяснили, что гигантский циклон на Венере более переменчив, чем считалось ранее. Его центр хаотически разгуливает по южному полюсу этой планеты.

Результаты исследования, проведенного испанскими планетологами из Университета Страны Басков, опубликованы в журнале Nature Geoscience.

Полярные циклоны, или воздушные вихри, характерны для планет Солнечной системы, обладающих атмосферой, таких, как Земля и Сатурн. Ученым было известно о существовании такого циклона и на Венере, причем они полагали, что там огромный воздушный вихрь (его высота превышает 20 километров) ведет себя столь же стабильно, как и на других планетах.

Авторы работы показали, что это не так, проанализировав инфракрасные снимки, сделанные аппаратом Venus Express. На них видно, что два центра циклона, находящиеся на высоте 42 и 62 километров над поверхностью Венеры, периодически изменяют свое местоположение, причем скорость их перемещения по полюсу достигает 55 км в час.

Судя по снимкам, характер движения центров циклона хаотичен: иногда они остаются на месте неделями, а иногда меняют свое расположение всего за один день. Пока ученые не могут объяснить переменчивость циклона. Возможно, она связана с высокой скоростью движения верхнего слоя атмосферы Венеры, который насыщен облаками серной кислоты.

Venus Express – это искусственный спутник Венеры, запущенный Европейским космическим агентством в 2005 году. Напомним, что недавно с его помощью ученые нашли на Венере действующие вулканы. А другие исследователи выяснили, что во время штиля на Солнце у Венеры вырастает кометный «хвост» из газа.