14 ноября ‘18, Среда

Сатурн «откачивает» воду из своих колец

Астрономы доказали, что в атмосферу Сатурна поступает вода, запасенная в его кольцах. Ежедневный объем осадков, обрушивающихся на газовый гигант, равен одному олимпийскому бассейну.

Результаты исследования, проведенного британскими специалистами из Университета Лестера, опубликованы в свежем выпуске журнала Nature.

Предположение о том, что из колец Сатурна может идти дождь, было высказано еще в 1980-х, когда зонд «Вояджер» обнаружил на этой планете несколько темных поясов. Однако лишь в апреле 2011 году эти дождливые участки удалось вновь увидеть с помощью телескопов гавайской Обсерватории Кека.

Темные полосы образуются, когда вода попадает в ионосферу Сатурна и нейтрализует заряженные ионы водорода, содержащиеся в ней. Авторы работы проанализировали наблюдения, сделанные в Обсерватории Кека, и пришли к выводу, что расположение темных полос соответствует кольцам Сатурна и щелям между ними.

Расчеты показали, что между 25 и 55 градусами широты дождливые участки занимают примерно 30-43% всей ионосферы. «Сатурн – это первая планета, о которой стало известно, что ее атмосфера взаимодействует с системой колец», -- рассказал Джеймс О'Доногью, один из авторов статьи.

Кольца Сатурна состоят из ледяной пыли и крупных фрагментов льда, их происхождение неизвестно. Открытие доказывает, что кольца Сатурна не дошли до нас в первозданном виде, поскольку планета постоянно «откачивает» из них жидкость. Поступает ли вода в атмосферу Сатурна в виде частиц льда или же в виде отдельных молекул, пока неясно.