25 апреля ‘24, Четверг

В Канаде найдены древнейшие бактерии, поедающие друг друга

Палеонтологи обнаружили древнейших бактерий, способных разлагать органические остатки. Возраст находки составляет около 1,9 миллиардов лет.

Об этом говорится в статье, опубликованной австралийскими, норвежскими и британскими учеными в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Организмы, которые получают энергию за счет разложения органики, произведенной другими организмами, называются гетеротрофами. На основании химического анализа докембрийских пород ученые пришли к выводу, что гетеротрофы появились на Земле около 3500 миллионов лет назад. Однако как именно выглядели древнейшие гетеротрофные бактерии, оставалось неизвестным.

Авторы работы смогли получить их изображение, изучив образцы породы формации Ганфлит. Обнажения этих пород расположены в Канаде, недалеко от озера Верхнего, самого большого по площади пресноводного озера мира. Формация Ганфлит известна прекрасно сохранившимися остатками бактериальной фауны докембрия, среди которых преобладают вытянутые оболочки бактерии Gunflintia и округлые цисты бактерии Huroniospora.

Считается, что Gunflintia и Huroniospora были фотоавтотрофами, то есть использовали солнечный свет для синтеза органики из неорганического вещества. Однако исследователи заметили, что некоторые оболочки Gunflintia перфорированы, что свидетельствует о действии гетеротрофов, разлагавших остатки этих бактерий. На наличие гетеротрофов ученым указал и продукт их жизнедеятельности, сульфид железа, проникший в оболочки Gunflintia.

Палеонтологи отсканировали образцы породы с помощью трехмерной нанотомографии и обнаружили на вытянутых оболочках Gunflintia небольшие шарики диаметром около 1 микрона. По мнению исследователей, это и есть первые гетеротрофы. «Химические свидетельства гетеротрофного питания были известны давно, но мы впервые выяснили, как оно происходило, и кто кого ел», -- пояснил профессор Мартин Бразиер, один из авторов статьи.

Судя по всему, древнейшие гетеротрофы были разборчивы в еде и предпочитали именно остатки Gunflintia – следов их активности на оболочках другой бактерии Huroniospora практически не обнаружено.