29 марта ‘24, Пятница

Археоптерикс вновь попал в число предков птиц

Палеонтологи обнаружили в Китае одну из древнейших протоптиц возрастом 160 миллионов лет. Находка напоминает знаменитого археоптерикса, что дает основание вновь причислить его к предкам птиц.

Об этом говорится в статье, опубликованной коллективом бельгийских, китайских и британских палеонтологов в свежем выпуске журнала Nature.

Археоптерикс, найденный в юрских отложениях Германии более 150 лет назад, долгое время считался «переходным звеном» между птицами и рептилиями. Это делало археоптерикса наглядным доказательством справедливости теории эволюции, и в качестве такового он фигурировал практически во всех школьных учебниках биологии.

Однако недавно палеонтологи предположили, что археоптерикс в действительности относится не к предкам птиц, а к дейнонихозаврам, пернатым двуногим динозаврам. В Южной Корее это привело к крупному скандалу, поскольку местные креационисты потребовали убрать «научно необоснованные» упоминания об археоптериксе из школьной программы, что было расценено как атака на теорию эволюции.

Археоптерикс исключен из пернатых динозавров

Статья, опубликованная сегодня в Nature, стала новым поворотом в этой дискуссии. В ней описывается новый вид Aurornis xui, относящийся к группе Avialae, включающей современных птиц и их непосредственных родичей. Скелет Aurornis, найденный в отложениях ранней верхней юры Китая, долгое время хранился в палеонтологическом музее, и только сейчас специалисты обратили на него внимание.

Длина от клюва до хвоста Aurornis составляет всего 50 сантиметров, он обладает мелкими острыми зубами. Хотя оперение Aurornis практически не сохранилось, в его скелете присутствуют несколько типично птичьих черт. По мнению палеонтологов, Aurornis мог планировать с дерева на дерево или даже летать.

Ученые сопоставили Aurornis с археоптериксом, протоптицами и пернатыми динозаврами. В общей сложности они сравнили более 1500 признаков. Это позволило им исключить археоптерикса из рядов дейнонихозавров и зачислить его в Avialae. Как подчеркивают исследователи, эта гипотеза является более «экономной»: в противном случае пришлось бы допустить, что способность к полету развилась в ходе эволюции дважды – у птиц и у пернатых динозавров.