18 апреля ‘24, Четверг

Ученые «реанимировали» возбудителя средневековой проказы

Специалисты расшифровали геном возбудителя проказы, обнаруженного в средневековых захоронениях. Оказалось, что за 1000 лет бактерия почти не изменилась.

Об этом говорится в статье, опубликованной немецкими генетиками из Тюбингенского университета в свежем выпуске журнала Science.

В Средневековье проказа, вызываемая микобактериями Mycobacterium leprae, была широко распространенным заболеванием, ее жертв изолировали от общества, помещали в лепрозории и хоронили отдельно. Авторы работы изучили 5 скелетов больных проказой, которые были найдены в захоронениях XII-XV века на территории Дании, Швеции и Англии.

Исследователи измельчили образцы дентина, извлеченные из зубов больных, и обнаружили, что ДНК бактерий в них очень хорошо сохранилась. «Я не ожидал, что в человеческой костной ткани можно найти даже больше ДНК возбудителя, чем ДНК самого человека, такой картины вы не увидите у современных пациентов», -- рассказал Йоханнес Краузе, один из авторов статьи.

Возможно, что ДНК микобактерий была защищена от распада клеточными стенками, насыщенными липидами, благодаря чему ученым удалось расшифровать геном возбудителя средневековой лепры даже с большей полнотой, чем это принято для современных бактерий. Затем генетики сравнили его с 11 штаммами современной проказы из различных регионов.

Оказалось, что возбудитель средневековой проказы почти не отличим от формы этого заболевания, распространенной на Ближнем Востоке. Это доказывает, что проказу туда занесли крестоносцы, и за прошедшее время она практически не изменилась. Именно медленными темпами эволюции патогенной бактерии можно объяснить тот факт, что человечеству удалось победить проказу.

В настоящее время в Европе, США и большинстве развитых стран случаи заболевания проказой единичны, наиболее распространена она в Бразилии и Индии. Сейчас в мире ей болеет около 225 тысяч человек, однако при условии своевременной помощи проказа излечима.