19 апреля ‘24, Пятница

Астрономы вычислили потенциального «прародителя» челябинского болида

Испанские астрономы установили, что челябинский метеорит мог отколоться от астероида 2011 EO40 из семейства Аполлонов. По космическим меркам это произошло очень недавно.

Результаты исследования, проведенного сотрудниками Мадридского университета, будут опубликованы в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Напомним, что 15 февраля этого года в Челябинской области упал крупный метеорит, от падения которого пострадало более тысячи человек. Изучив фрагменты метеорита, ученые пришли к выводу, что он когда-то мог быть частью более крупного небесного тела. Авторы статьи решили выяснить, от какого именно астероида откололся челябинский болид (по оценкам ученых, его размер при вхождении в атмосферу достигал 17 метров).

Ранее чешские астрономы рассчитали, по какой траектории двигался челябинский болид до падения на Землю. Опираясь на эти вычисления, исследователи стали искать потенциального «прародителя» метеорита во всех известных группах околоземных астероидов. Оказалось, что наиболее вероятным кандидатом на эту роль является астероид 2011 EO40.

2011 EO40 был открыт два года назад. Он относится к группе астероидов, которая носит название Аполлоны. Эти объекты периодически пересекают земную орбиту с внешней стороны. Длина 2011 EO40 составляет около 200 метров, в 2025 году астероид сблизится с Землей, которая стала местом упокоения его «детища».

Поведение 2011 EO40 и более мелких фрагментов из его кластера очень нестабильно - они время от времени приближаются не только к Земле, но и к Марсу и Венеры. Нестабильность орбиты астероида доказывает, что челябинский болид мог отколоться от него сравнительно недавно - около 20-40 тысяч лет назад. Скорее всего, этому предшествовало столкновение с другим небесным телом.