29 марта ‘24, Пятница

Вымирание гигантских ленивцев до сих пор негативно сказывается на джунглях Амазонки

Ученые показали, что дефицит минеральных веществ, с которым сталкивается растительность в бассейне реки Амазонки, связан с исчезновением мегафауны. За 12 тысяч лет, прошедших с вымирания гигантских ленивцев и других представителей мегафауны, природа так и не смогла найти им замену.

К такому выводу пришли британские исследователи из Оксфордского университета, чья статья опубликована в журнале Nature Geoscience.

Известно, что в конце плейстоцена Австралия и Южная Америка лишились своей мегафауны. Причины ее исчезновения вызывают бурные споры среди ученых: одни считают, что ее уничтожил человек, другие - что она вымерла из-за изменений климата. В отличие от своих коллег, авторы статьи решили сосредоточиться на последствиях этого вымирания для южноамериканского континента.

Всего Южная Америка потеряла 10-12 тысяч лет назад 70% видов животных массой более 10 килограмм, включая таких существ, как глиптодонты (гигантские броненосцы) и гигантские ленивцы: с изучения скелета одного из них, мегатерия, в конце XVIII века началась карьера Жоржа Кювье, родоначальника современной палеонтологии.

Чтобы понять, какой вклад мегафауна вносила в экосистемы прошлого, исследователи построили специальную математическую модель. В ней учитывалась роль навоза крупных травоядных как важного удобрения. Дело в том, что в отличие от более мелких существ, представители мегафауны поедали много растительности и долго ее переваривали, транспортируя биомассу на значительные расстояния.

Выяснилось, что из-за вымирания глиптодонтов и других гигантов среднее расстояние, разделяющее прием пищи и ее выделением в качестве экскрементов, упало с 9,1 до 2,1 километров. В результате горизонтальный перенос минеральных веществ в экосистемах также резко сократился. В особенности это коснулось фосфора: с навозом растительность стала получать его на 98% меньше.

Поскольку фосфор необходим для роста растений, то из-за отсутствия мегафауны площадь земель, пригодных для функционирования полноценных растительных сообществ, упала. Из-за того, что гигантским ленивцам так и не нашлось замены, в будущем растительный покров в бассейне Амазонки столкнется с еще большей нехваткой удобрений.