29 марта ‘24, Пятница

Современные люди «украли» технологию выделки шкур у неандертальцев

Ученые пришли к выводу, что неандертальцы не только не были более отсталыми, чем современные люди, но иногда и опережали их в технологическом плане. Об этом свидетельствуют неандертальские костяные орудия, найденные во Франции.

Статья с описанием находки, подготовленная международным коллективом археологов из Нидерландов, Франции и Германии, опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Согласно общепринятым взглядам, представители Homo sapiens впервые прибыли в Европу около 40 тысяч лет назад. Благодаря более совершенной социальной организации и эффективным орудиям труда они быстро вытеснили коренное неандертальское население. Однако авторы статьи поставили под сомнение эти представления, показав, что неандертальцы могли не только перенимать технологии у современных людей, но и самостоятельно изобретать их.

При раскопках двух неандертальских стоянок на юго-востоке Франции ученые обнаружили фрагменты лиссуаров (lissoir) - так называются тупоконечные костяные орудия для разглаживания шкур. Узкий тупой конец и длинная рукоятка позволяют создать повышенное давление на конце лиссуара, так что после обработки кожа становится более плотной и более водонепроницаемой.

Как свидетельствует радиоуглеродный анализ, лиссуары были изготовлены из ребер животных около 50 тысяч лет назад, задолго до прибытия современного человека в Европу. Поскольку на обследованных неандертальских стоянках затем никто не жил, то лиссуары не могут иметь более позднее происхождение. Как подчеркивают археологи, представители Homo sapiens до прихода в Европу пользовались лишь заостренными костяными орудиями. Следовательно, они могли научиться изготовлению лиссуаров у неандертальцев.

Лиссуарами при обработке шкур до сих пор пользуются представители некоторых традиционных культур. «Это, быть может, единственное наследие неандертальцев, которое сохранилось в нашем обществе», -- рассказала Мари Соресси, одна из авторов статьи.

Впрочем, археологи не могут полностью исключить из альтернативного объяснения: современные люди пришли в Европу гораздо раньше, чем считается сейчас. В этом случае неандертальцы, наоборот, позаимствовали у них лиссуары, как и все остальные «продвинутые» орудия труда. Однако пока никаких достоверных свидетельств более ранней миграции Homo sapiens в Европу не существует.

С 1 апреля россиянам придется платить пошлины на посылки дороже 200 евро