28 марта ‘24, Четверг

Астрономы открыли на Марсе супервулканы

Ученые выяснили, что гигантские впадины на Марсе, ранее считавшиеся астероидными кратерами, в действительности являются следами деятельности потухших супервулканов.

Результаты исследования, проведенного специалистами NASA из Центра космических полетов имени Годдарда, опубликованы в свежем выпуске журнала Nature.

Супервулканическими называются извержения, при которых за один раз выбрасывается более 1000 кубических километров магмы и пепла. В отличие от обычных вулканов, чье существование выдают горы из застывшей лавы, на месте супервулканов возникают округлые котлованы, кальдеры. Они образуютсяв результате взрывов, сопровождающих супервулканические извержения.

Авторы статьи разглядели три кальдеры в марсианском регионе под названием Земля Арабия. Размеры самой глубокой из них составляют 55 на 85 километров. По мнению ученых, неправильная форма впадин, валы из вулканического материала и отсутствие центрального углубления доказывают: эти котлованы не могут быть астероидными кратерами.

Наличие супервулканов позволяет по-новому взглянуть на геологическую историю Красной планеты. «Если в дальнейшем супервулканы будут найдены и в других регионах Марса, это изменит наши представления о том, как марсианская атмосфера сформировалась из вулканических газов», -- пояснил Дзозеф Михальски, один из исследователей.

Супервулканы существуют и на Земле - например, один из них скрывается под Йеллоустонским национальным парком США. Однако на нашей планете искать супервулканы сложнее, чем на Марсе. На Земле активно идут процессы эрозии, которые скрывают кальдеры от наших глаз, на Марсе же они давно прекратились.