20 апреля ‘24, Суббота

Детский скелет из Эрмитажа помог найти предков американских индейцев

Российские генетики выделили ДНК из останков древнего жителя Сибири, хранящихся в музее Эрмитаж. Оказалось, что коренное население Америки примерно треть своих генов получило от древних сибиряков.

Результаты исследования, проведенного российскими учеными из Института цитологии и генетики СО РАН и Исследовательского центра медицинской генетики РАМН, а также их западными коллегами, опубликованы в журнале Nature.

Скелет ребенка возрастом около 24 тысяч лет был найден в 1920-х годах на позднепалеолитической стоянке Мальта, недалеко от озера Байкал. Рядом с останками было обнаружено множество артефактов, включая украшения и статуэтку палеолитической Венеры. До настоящего времени многое в этой находке оставалось неясным, включая пол ребенка.

Генетическая экспертиза показала, что останки принадлежали мальчику. Ученые сравнили его митохондриальную ДНК и Y-хромосому с геномами современных людей. Выяснилось, что современные жители Северной Америки могли получить от 14 до 38% генов прямо от соплеменников мальчика. Следовательно, популяции, жившие по берегам Байкала, относились к числу основных предков индейцев.

Генетиков удивило, что геном палеолитического мальчика не содержит следов родства с жителями Восточной Азии, с которыми современные индейцы генетически связаны теснее всего. Это значит, что перед тем как дать начало индейцам, родичам ребенка пришлось смешаться с предками современных китайцев и корейцев.

«Коренные американцы произошли от смешения двух популяций – восточноазиатской группы и западной евразийской группы, таких как население стоянки Мальта», -- пояснил Эске Виллерслев, соавтор статьи. Пока неизвестно, где именно произошло это смешение, еще в Старом Свете или уже в Америке, после миграции предков индейцев через Берингов пролив.