18 апреля ‘24, Четверг

Астрономы обнаружили воду на пяти экзопланетах

Астрономам удалось обнаружить признаки присутствия воды сразу на пяти экзопланетах. Открытие поможет в поиске планет, пригодных для жизни.

Об этом говорится в статье американских ученых из Мэрилендского университета, опубликованной в журнале The Astrophysical Journal.

В ходе исследования астрономы наблюдали за транзитом нескольких известных экзопланет с помощью камеры Wide Field Camera 3, установленной на космическом телескопе «Хаббл». В тот момент, когда планеты частично заслоняли собой близлежащие звезды, ученые анализировали, как инфракрасное излучение звезд поглощается их атмосферой.

Выяснилось, что в атмосфере пяти изученных экзопланет, WASP-17b, HD209458b, WASP-12b, WASP-19b и XO-1b, содержится водяной пар. В случае первых двух небесных тел, WASP-17bи HD209458b, сигналы, свидетельствующие о присутствии воды, особенно сильны. При этом верхние слои атмосферы всех пяти планет отличаются плохой проницаемостью из-за тумана или пыли, что затрудняло спектральный анализ.

Воду на экзопланетах астрономам удавалось находить и раньше, но такие открытия были плодом разрозненных наблюдений за отдельными объектами. Но сейчас, когда вода обнаружена по одной и той же методике сразу на нескольких экзопланетах, астрономы смогут сопоставить различные спектры поглощения и понять, как на них влияет температура и другие показатели.

В будущем открытие поможет в поиске воды на экзопланетах, потенциально пригодных для жизни. Пять планет, которым посвящена статья, не относятся к этой категории - они являются «горячими Юпитерами», газовыми гигантами, расположенными на небольшом расстоянии от своих звезд.

Напомним, недавно телескоп «Кеплер» обнаружил рекордно маленькую экзопланету, уступающую по размерам Меркурию.

В районе популярного у россиян курорта Таиланда случилась утечка аммиака