19 декабря ‘18, Среда

В Израиле обнаружены следы древнейшего очага

Находка израильских археологов доказывает, что люди сооружали очаги и регулярно их использовали уже 300 тысяч лет назад. Как и в наши дни, люди собирались вокруг огня и готовили на нем пищу.

Результаты исследования, проведенного учеными из Тель-Авивского университета, опубликованы в журнале Journal of Archaeological Science.

Считается, что предки человека познакомились с огнем уже миллионы лет назад. Однако до сих пор ученые не знают, с какого времени люди стали регулярно использовать огонь для обработки пищи и других нужд. Авторы статьи показали, что такая практика существовала уже 300 тысяч лет назад.

В ходе раскопок пещеры Кесем, недалеко от Тель-Авива, археологи несколько лет назад обнаружили слой пепла, а в нем - частички костей и фрагменты минералов, раскалявшиеся до больших температур. На этот раз ученые решили выяснить, как часто люди разжигали огонь. Для этого специалисты изучили под микроскопом структуру пепла.

Оказалось, что очаг использовался в течение многих сезонов - об этом свидетельствует чередование фракций пепла. Костер горел на площади в 4 квадратных метра - следовательно, вокруг него собиралась большая группа людей. В непосредственной близости от очага раскиданы орудия для резки мяса, в других концах пещеры они встречаются реже.

«Наши находки проливают свет на поворотную точку в человеческой культуре, когда люди впервые стали регулярно использовать огонь и для готовки, и для социальной коммуникации», -- пояснила Руфь Шахак-Гросс, соавтор статьи.