16 апреля ‘24, Вторник

Астрономы обнаружили «пьяную» планету

Ученые открыли планету, которая пошатывается за счет постоянных отклонений оси вращения. Из-за этого времена года сменяются на планете в хаотическом порядке.

Статья с описанием планеты Kepler 413-b, обнаруженной американскими астрономами из Университета Джона Хопкинса, опубликована в журнале The Astrophysical Journal.

Планета получила название в честь космического телескопа «Кеплер», с помощью которого ее открыли. Обнаружить планету из-за нестабильности ее орбиты было нелегко. Kepler 413-b вращается вокруг звездной пары - красного и оранжевого карликов. Сначала ученые заметили, что какое-то небесное тело периодически заслоняет собой эти звезды. Такое явление наблюдалось в течение 180 дней, но потом планета почти на 2,5 года перестала демонстрировать свое присутствие. В конце этого срока планета вновь попала в объектива телескопа, еще пять раз заслонив звездную пару.

По итогам наблюдений астрономы вычислили, что полный оборот вокруг звездной пары Kepler 413-b делает за 66 земных суток. При этом плоскость, в которой лежит ее орбита, каждые 11 лет отклоняется на 2,5 градусов от плоскости вращения звезд. Одновременно за этот же интервал времени угол наклона оси вращения планеты по отношению к плоскости ее орбиты изменяется на 30 градусов. Для сравнения - угол наклона земной оси изменяется всего на один градус за 40 тысяч лет.

Из-за особенностей движения планеты времена года на ней сменяются непредсказуемым образом. Впрочем, от этого никто не страдает - небесное тело слишком разогрето, чтобы на нем могла существовать жизнь. По словам ученых, Kepler 413-b представляет собой газовый гигант, который по массе в 65 раз превосходит Землю.

Kepler 413-b удалена от нас на 2300 световых лет. В следующий раз ее транзит (момент, когда планета загораживает звездный свет) можно будет наблюдать лишь в 2020 году. Напомним, в августе 2013 года телескоп «Кеплер» вышел из строя, однако астрономы до сих пор продолжают обрабатывать собранные им данные.

Даванков обратился в Верховный суд за разъяснением о штрафах за лайки в Сети