24 апреля ‘24, Среда

Вулканы спасают Землю от «перегрева»

Климатологи установили, что замедление глобального потепления связано с деятельностью вулканов. Как надеются ученые, новые данные помогут переубедить «климатических скептиков», сомневающихся в существовании причинно-следственной связи между выбросами парниковых газов и потеплением климата.

Результаты исследования, проведенного американскими специалистами из Национальной лаборатории имени Лоуренса, опубликованы в журнале Nature Geoscience.

Известно, что начиная с 1998 года темпы потепления климата Земли замедлились, хотя человечество продолжает выбрасывать в атмосферу всё больше углекислого газа. Это давало повод скептикам сомневаться в антропогенном характере глобального потепления. Оппоненты возражали им, ссылаясь на перепады в интенсивности солнечного излучения и возросшую скорость поглощения CO2 океаном.

Авторы статьи придумали новый аргумент, позволяющий «спасти» теорию глобального потепления. Они проанализировали данные, собранные спутниками о 17 наиболее крупных вулканических извержениях, случившихся за последние 15 лет. Пепел и частички серы, попадающие в атмосферу в результате таких событий, отражают солнечный свет и способствуют ее охлаждению.

Выяснилось, что извержения увеличивают долю аэрозолей (взвесей) в атмосфере на 4-7%, что игнорируется существующими климатическими моделями. По расчетам авторов статьи, с 1998 года вулканы замедлили темпы потепления Земли в среднем на 15%. Впрочем, они подчеркивают, что вулканы являются далеко не единственным фактором, внесшим вклад в этот процесс.

В истории известно немало примеров, когда масштабные извержения охлаждали Землю. Последний раз это случилось в 1991 году, после извержения вулкана Пинатубо на Филиппинах. Однако влияние на климат относительно небольших извержений до настоящего времени оставалось практически неизученным.

Родственники погибшего в ДТП Захарова простили Ефремова и выступили за УДО актера