16 июня ‘19, Воскресенье

Картины великих мастеров помогли изучить историю атмосферы

Ученые проанализировали картины великих художников за последние 500 лет и выяснили, что по ним можно судить о присутствии аэрозолей, которые попадают в атмосферу в результате вулканических извержений.

Результаты исследования, проведенного греческими климатологами, опубликованы в журнале Atmospheric Chemistry and Physics.

При мощных извержениях вулканов в атмосферу выбрасываются пепел и минеральные взвеси, из-за которых закаты кажутся людям более красными, чем обычно. Такой феномен в течение трех лет наблюдался, например, после извержения индонезийского вулкана Тамбора в 1815 году. Известно, что некоторые живописцы того времени изобразили необычные закаты на своих полотнах.

Авторы статьи решили выяснить, можно ли по живописи разных эпох проследить историю подобных атмосферных явлений. Для этого они проанализировали фотографии несколько сотен картин, изображающих закаты и выполненных с 1500-го по 2000 год. Чтобы вычислить количество аэрозолей в атмосфере, они высчитывали соотношение красного и зеленого цветов над горизонтом.

Выяснилось, что полученные данные хорошо соотносятся с информацией о 50 крупных извержениях, произошедших за последние 500 лет. В частности, уровень взвесей, вычисленный по картинам, примерно соответствует цифрам, полученным при изучении антарктических льдов (аэрозоли в атмосфере отражают солнечный свет и поэтому их выброс влиял на таяние ледников).

Ученые проверили свои выводы на одном из современных живописцев. Ничего не говоря ему о сути эксперимента, они попросили его нарисовать закат на греческом острове Идра во время и после прохождения пылевого облака, принесенного из пустыни Сахара. Оказалось, что по получившимся пейзажам можно было легко выявить наличие пылевой взвеси в атмосфере.

Как подчеркивают авторы статьи, картины достаточно информативны с научной точки зрения вне зависимости от того, к какому направлению принадлежали их авторы.