18 апреля ‘24, Четверг

Египтологи расшифровали древнейшую сводку погоды

Ученые заново прочитали надпись на древнеегипетской стеле и пришли к выводу, что в ней повествуется о климатических последствиях извержения вулкана в Эгейском море.

Об этом говорится в статье египтологов из Чикагского университета, опубликованной в журнале Journal of Near Eastern Studies.

Стела, воздвигнутая в годы царствования фараона Яхмоса I, основателя XVIII династии, уже давно привлекает внимание специалистов. На ней нанесена надпись, повествующая о разрушениях и неурядицах, охвативших египетское царство. Долгое время считалось, что это метафорическое описание нашествия гиксосов, скотоводческих племен, вторгшихся в Египет.

Однако авторы статьи заново изучили все 40 строк иероглифов, высеченных на стеле, и пришли к выводу, что они представляют собой метеорологическую сводку в буквальном смысле этого слова. В частности, надпись повествует о темноте, непрерывных дождях и громе, чьим раскаты были похожи на крики огромной толпы.

По мнению исследователей, это описание очень напоминает климатические последствия извержения вулкана Каракатау в 1883 году, ощущавшиеся жителями близлежащих регионов. Из этого ученые сделали вывод, что стела говорит о погодных катаклизмах, случившихся после катастрофического извержения вулкана на острове Санторин в Эгейском море (считается, что оно послужило прообразом для легенды о гибели Атлантиды).

Если эта догадка справедлива, то хронологию древнеегипетской истории придется пересмотреть. В настоящее время египтологи полагают, что Яхмос I начал править около 1550 года до нашей эры. Однако, судя по результатам радиоуглеродного анализа, выполненного в 2006 году, извержение на острове Санторин случилось между 1621 и 1605 годами до н.э. Следовательно, Яхмос I вступил на престол не позднее этого срока.

Ряд сервисов предупредил о возможном запрете авторизации через Apple и Google