19 апреля ‘24, Пятница

Палеонтологи обнаружили древнейшее сердце

Палеонтологи реконструировали кровеносную систему одного из древнейших членистоногих возрастом 520 миллионов лет. Выяснилось, что это существо обладало сердцем, а кровеносная система кембрийского членистоногого в целом была устроена сложнее, чем у его потомков.

Об этом говорится в статье китайских палеонтологов, опубликованной в журнале Nature Communications.

Долгое время считалось, что такие хрупкие органы, как нервы и кровеносные сосуды, никогда не сохраняются в ископаемом состоянии. Однако авторам статьи удалось показать, что это не всегда так. Их внимание привлекли отпечатки примитивных членистоногих из рода Fuxianhuia. Они были обнаружены на территории китайской провинции Юньнань и относятся к раннекембрийской биоте Чэнцзян, которая появилась на заре эволюции, в результате так называемого кембрийского взрыва, резкого всплеска разнообразия многоклеточных животных.

Всего в руки ученых попали несколько тысяч экземпляров Fuxianhuia, но лишь в нескольких из них удалось проследить следы углерода, по форме соответствующие очертаниям кровеносной системы. Скорее всего, в древности этих членистоногих быстро занесло мелкозернистыми осадками, так что они быстро минерализовались и не успели сгнить.

Выяснилось, что кровеносная система Fuxianhuia состояла из тянущегося по всей длине тела спинного сосуда, от которого в каждом сегменте отходило по две ветви. Они впадали в два сосуда по бокам животного. В грудном отделе спинной сосуд расширялся и, по-видимому, представлял собой сокращающееся сердце. Ученые полагают, что такое строение представляет собой исходную точку развития кровеносной системы членистоногих - насекомые, ракообразные и пауки в ходе последующей эволюции отказались от ряда ее частей.

К мозгу, глазам и антеннам Fuxianhuia направлялись особые кровеносные сосуды, что доказывает - ее нервная система и органы чувств нуждались в хорошем снабжении кислородом. Следовательно, Fuxianhuia вела активный образ жизни. Напомним, не так давно исследователям удалось реконструировать строение ее мозга, а также разглядеть у этого членистоногого специальные конечности для добывания пищи.