16 декабря ‘18, Воскресенье

Геологи узнали, что случилось с Землей после удара астероида-гиганта

Ученые реконструировали одну из самых грандиозных катастроф в истории Земли, случившуюся более 3 миллиардов лет назад. После удара гигантского астероида наша планета тряслась несколько минут, а океаны закипели.

Результаты исследования, проведенного американскими геологами из Стэндфордского университета, опубликованы в журнале Geochemistry, Geophysics, Geosystems.

Известно, что в архейскую эру (3,8-2,5 млрд лет назад) Земля подвергалась интенсивной астероидной бомбардировке, спровоцированной смещением планет Солнечной системы. Кратеры, образовавшиеся в результате ударов астероидов-гигантов, до наших дней не дошли, зато в осадочных породах остались прослойки сферул – небольших частиц астероидного материала.

Авторы статьи впервые реконструировали полную картину последствий удара одного из самых крупных астероидов из тех, что когла-либо сталкивались с Землей. Для этого им пришлось изучить породы формации Барбертон в Южной Африке возрастом 3,5-3,2 млрд лет. Они содержат особенно много сферул, что доказывает – астероид упал где-то неподалеку.

Расчеты показали, что по размерам астероид-гигант в 5 раз превосходил небесное тело, положившее конец эре динозавров 65 млн лет назад. Его диаметр составлял от 37 до 58 километров, астероид двигался со скоростью 20 километров в секунду. После удара произошло землетрясение магнитудой 10,8 баллов, причем подземные толчки ощущались несколько сотен секунд по всей Земле.

Образовавшееся цунами обнажило дно океана, вода на его поверхности закипела. Верхние слои породы полностью расплавились, а в нижних - образовались глубокие трещины. Диаметр образовавшегося кратера составил около 500 километров. Ученые считают, что в результате удара изменилось строение тектонических плит целого региона.

Изучение последствий подобных событий поможет оценить, как они повлияли на зарождающуюся жизнь.