20 августа ‘17, Воскресенье

В Китае обнаружен древнейший птеродактиль

«Тайным драконом» ученые назвали древнейшего птеродактиля, найденного в юрских отложениях Китая. Находка подтверждает, что эта группа летающих ящеров возникла вдали от морских берегов.

Об этом говорится в статье американских и китайских палеонтологов, опубликованной в журнале Current Biology.

Птеродактили - это специализированная группа короткохвостых птерозавров, которая господствовала в воздухе практически весь меловой период. Некоторые из птеродактилей достигали огромных размеров (около 10 метров в размахе крыльев) и парили над морями. Однако самые древние представители данной группы жили, по-видимому, в глубине континентов, поскольку в морских отложениях конца юрского периода они практически не встречаются.

Авторам статьи посчастливилось найти самого древнего и примитивного птеродактиля в отложениях средней-верхней юры на территории Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая. Возраст находки составляет около 163 миллионов лет, она представляет собой несколько фрагментов грудной клетки и передних конечностей птерозавра, который относится к виду, ранее неизвестному науке.

Новый вид получил название Kryptodrakon progenitor (Kryptodrakon переводится с латыни как «тайный дракон»), размах его крыльев составлял всего 30-40 сантиметров. О принадлежности Kryptodrakon к птеродактилям свидетельствует вытянутая и тонкая пястная кость (у остальных птерозавров эти кости толще и короче). Находка почти на 5 миллионов лет продлевает палеонтологическую летопись птеродактилей.

Kryptodrakon найден в континентальных отложениях. Это доказывает, что птеродактили на ранних этапах своей эволюции действительно проживали вдали от морских берегов. Напомним, недавно ученые показали, что в меловом периоде птерозавры постоянно укрупнялись. Возможно, это было вызвано конкуренцией со стороны птиц.