21 августа ‘17, Понедельник

Астрономы впервые вычислили длину дня на экзопланете

Астрономам впервые удалось определить, сколько длятся сутки на планете, расположенной за пределами Солнечной системы. В будущем такая методика позволит изучить особенности еще нескольких десятков экзопланет.

Об этом говорится в статье голландских астрономов из Лейденского университета, опубликованной в свежем выпуске журнала Nature.

Экзопланета b, вращающаяся вокруг звезды Бета Живописца, расположена в 63 световых годах от Земли. 6 лет назад ее фотографии стали сенсацией – до этого ученые могли отслеживать перемещения экзопланет лишь по косвенным признакам. На этот раз наблюдения за планетой b вновь помогли совершить прорыв в астрономии.

С помощью инструмента CRIRES, установленного на чилийском Очень Большом телескопе (VLT), исследователи вычислили скорость вращения экватора планеты – она составляет около 100 тысяч километров в час. Вычисления строились на эффекте Доплера – так называется изменение длины волны излучения, вызванное движением его источника.

«Мы определили длину световых волн, испускаемых разными участками планеты, с точностью один к ста тысячам, после чего вычислили их скорости, чтобы затем установить скорость вращения всей планеты вокруг своей оси», -- пояснил Игнас Снеллен, соавтор статьи.

С учетом размеров планеты b (она в 16 раз больше и в 3000 раз массивнее Земли), сутки на ней длятся всего 8 земных часов. Впрочем, ученые считают, что вскоре движение экзопланеты может замедлиться. Сейчас планета очень молода (ей не больше 20 миллионов лет от роду) и сильно разогрета из-за близости к звезде.

Зная скорость вращения экзопланеты, астрономы смогут составить карту облаков и штормов на ее поверхности. Аналогичная методика применима и к другим объектам такого рода, отмечают специалисты.

21.8.2017, 8:35
Мэр Владивостока Игорь Пушкарев, арестованный по делу о злоупотреблении должностными полномочиями, обратился к президенту России Владимиру Путину с открытым письмом.
21.8.2017, 3:7
Президент США Дональд Трамп в понедельник объявит об отправке в Афганистан дополнительно четыре тысячи американских военнослужащих, сообщил в воскресенье телеканал CBS со ссылкой на собственные источники.