29 марта ‘24, Пятница

Планетологи открыли «Волшебный остров» на спутнике Сатурна

Ученые заметили в одном из водоемов Титана яркое пятно, которое то появляется, то исчезает. Возможно, этот «волшебный остров» представляет собой скопление замерзших полимеров.

Статья с описанием открытия опубликована в журнале Nature Geoscience. Ее подготовили американские специалисты из Калифорнийского технологического института.

«Волшебным островом» ученые назвали крупное пятно, замеченное ими на поверхности Моря Лигеи – второго по величине водоема, расположенного в северном полушарии Титана. Этот спутник Сатурна покрыт многочисленными озерами и реками, наполненными жидким метаном и этаном. На Титане идут углеводородные дожди, поэтому он считается единственным объектом в Солнечной системе, за исключением Земли, где существует круговорот вещества в жидкой фазе.

Пятно удалось рассмотреть на фотографии, сделанной зондом Cassini 10 июля 2013 года. Однако 26 июля, когда аппарат вновь пролетал над Морем Лигеи, пятна уже не было. На предыдущих снимках следов «острова» также не наблюдалось.

Исследователи предложили несколько объяснений этого феномена. Согласно одной из гипотез, радар Cassini принял за остров рябь на поверхности озера. Также нельзя исключать, что в этом месте со дна водоема поднимались пузырьки – ученые давно предполагают, что на Титане должны функционировать вулканы, которые бы пополняли запасы метана, расщепляющегося под действием ультрафиолета.

Наконец, «остров» мог представлять собой взвесь каких-то веществ или же скопление льдов, растаявших с наступлением весны. Специалисты уже заявляли о существовании плавающих айсбергов на Титане – проблема состоит в том, что замерзшие метан и этан обладают отрицательной плавучестью. Тем не менее, присутствие пузырьков азота или легких полимеров, таких как полиацетилен, не дает глыбам углеводородного дна тонуть, считают ученые.