29 марта ‘24, Пятница

Археоптериксы носили «штаны» из перьев

Палеонтологи выяснили, что задние конечности археоптерикса были покрыты большим количеством контурных перьев. Открытие доказывает, что изначально оперение возникло у предков птиц не для полета.

Об этом говорится в статье немецких ученых, опубликованной в свежем выпуске журнала Nature.

Археоптерикс, найденный в середине XIX века в карьере Зольнгофен на юге Германии, стал сенсацией, поскольку он был воспринят как промежуточное звено между динозаврами и птицами. С тех пор статус этого юрского существа не раз пересматривался – иногда его сближали с пернатыми динозаврами, иногда вновь включали в число предков птиц.

Чаще всего на реконструкциях археоптерикса изображают с оперенными крыльями и хвостом и голыми ногами. Авторы статьи показали, что такие изображения не верны – археоптерикс разгуливал в «штанах» из перьев, длина которых на его бедрах составляла 40-45 мм, а на голенях и стопах – около 30 мм. Это стало ясно в ходе изучения одиннадцатого по счету скелета археоптерикса, найденного в Зольнгофене.

Несмотря на то, что у вновь обнаруженного экземпляра отсутствуют голова и левое крыло, у него хорошо сохранилась нижняя часть туловища. В частности, ученым впервые удалось рассмотреть перья на конце хвоста археоптерикса – они оказались очень длинными (100-115 мм, 60% от длины хвостового скелета) и симметричными.

Авторы статьи полагают, что хвост помогал археоптериксу при полете, а вот перья на ногах, судя по их расположению и форме, не обладали хорошими аэродинамическими качествами. Скорее всего, археоптериксы использовали свои «штаны» для привлечения партнеров. Поскольку перьями были покрыты и некоторые нелетающие динозавры, ученые заключили, что в ходе эволюции оперение было приспособлено к полету вторично, изначально же оно выполняло другие функции.

Генпрокуратура и Минюст взяли в оборот запрос о признании Пугачевой иноагентом