20 апреля ‘24, Суббота

Планетологи насчитали на Энцеладе 101 гейзер

Ученые составили карту гейзеров, которые бьют на поверхности Энцелада, спутника Сатурна. Их расположение доказывает, что на этом небесном теле существует подледный океан.

Результаты исследования, проведенного американскими планетологами из Калифорнийского университета, опубликованы в журнале Astronomical Journal.

В 2005 году ученые обнаружили, что Энцелад, небольшой спутник Сатурна диаметром около 500 километров, геологически активен, и его поверхность постоянно обновляется. Недавно специалисты выяснили, что это связано с активностью гейзеров - на снимках зонда Cassini удалось рассмотреть яркие пятна, похожие на них.

Были выдвинуты две гипотезы, объясняющие существование гейзеров. Согласно одной из них, выбросы водяного пара возникают, когда края поверхностных трещин во льду Энцелада трутся друг о друга под действием гравитации Сатурна и в результате разогреваются. По другой версии, гейзеры представляют собой места выхода глубинного подледного океана.

Чтобы проверить эти предположения, авторы статьи проанализировали очередную порцию снимков, полученных Cassini, и определили точное расположение 101 гейзера на южном полюсе Энцелада. Затем они сопоставили эту карту с показаниями инфракрасного датчика зонда, который в 2010 году выявил на поверхности Энцелада так называемые горячие точки - компактные источники тепла диаметром всего несколько десятком метров.

Оказалось, что расположение гейзеров и горячих точек совпадает. Это значит, что гейзеры не возникают в местах трения массивов льда, так как в таком случае источники тепла имели бы куда большую площадь. Следовательно, гейзеры приносят на поверхность теплые воды подледного океана. «Теперь мы знаем, что не нагревание порождает гейзеры, а наоборот», -- пояснила Кэролин Порко, соавтор статьи, -- «гейзеры на Энцеладе - это не поверхностный феномен, они имеют глубокие корни».