29 марта ‘24, Пятница

Планетологи выяснили, почему Луна похожа на лимон

Ученые нашли объяснение необычной форме Луны - расчеты показывают, что она сделалась похожей на лимон из-за действия приливных волн на первых этапах своей эволюции.

Об этом говорится в статье американских планетологов из Массачусетского технологического института, опубликованной в свежем выпуске журнала Nature.

На первый взгляд Луна - это идеально круглое тело, однако на самом деле она сильно сплющена и имеет в районе экватора два вздутия, напоминающие бугорки на концах лимона. Авторы статьи решили выяснить, насколько форма Луны согласуется с наиболее популярной версией ее происхождения. Согласно этой гипотезе, Луна могла возникнуть благодаря столкновению прото-Земли и гипотетической планеты Тейя. Раскаленная материя, выброшенная в результате катаклизма, и дала начало единственному спутнику Земли.

Сначала исследователям пришлось реконструировать первоначальную форму Луны, виртуально заполнив все крупные кратеры и моря, которыми она обзавелась за 4,5 млрд лет, прошедшие с момента ее возникновения. Полученные результаты ученые совместили с моделью постепенного остывания Луны, когда ее внешние слои затвердевали, а внутренние еще оставались расплавленными.

Выяснилось, что свою лимоновидную форму Луна приобрела около 200 миллионов лет назад из-за действия приливных волн, спровоцированных гравитационным полем Земли. Под действием этих волн внутренние слои Луны сместились, так что в точке, наиболее близкой к Земле, и в точке, наиболее от нее далекой, образовались два выпячивания.

Впрочем, по словам планетологов, их модель не объясняет того факта, что сейчас ось, проходящая через пару бугорков «лимона», смотрит не прямо на Землю, а отклонена на 36 градусов. Напомним, недавно специалисты выявили в лунном грунте следы планеты Тейя, врезавшейся в Землю.