18 апреля ‘24, Четверг

Белые карлики удивили астрономов рекордно мощным излучением

Ученые впервые обнаружили, что так называемые новые звезды могут испускать гамма-излучение. Ранее считалось, что их мощности для этого недостаточно.

Об этом говорится в статье астрономов из космического агентства NASA, опубликованной в свежем выпуске журнала Science.

Новыми называются звезды, светимость которых внезапно увеличиваются. Однако, в отличие от сверхновых, которым они на несколько порядков уступают по мощности, новые во время вспышки не разрушаются. Как правило, новые «загораются» на небе после того, как белый карлик перетягивает на свою поверхность часть вещества соседней звезды и на нем начинается термоядерная реакция.

Авторы статьи с помощью космического телескопа «Ферми» засекли сразу три новых, которые испускают гамма-излучение: V407 Cyg, Nova Sco 2012 и Nova Mon 2012. Такое излучение по своей энергии в миллиарды раз превосходит солнечный свет, поэтому его могут испускать лишь немногие объекты во Вселенной. Ученые никогда не относили к их числу новые, полагая, что они не способны разгонять фотоны до таких значений.

Новая V407 Cyg вспыхнула в 2010 году на расстоянии 9 тысяч световых лет от Земли. Она относится к редкому типу и состоит из белого карлика и пульсирующего красного гиганта, от которого исходит сильный солнечный ветер. Ученые полагают, что в данном случае гамма-излучение возникло, когда волны от вспышки новой столкнулись с солнечным ветром.

Однако это объяснение не работает в случае Nova Sco 2012 и Nova Mon 2012 (обе вспыхнули в 2010 году), поскольку они принадлежат к наиболее обычному классу новых. «Никто не мог предположить, что новые настолько мощны, чтобы продуцировать такие высокие энергии, но мы уверены почти на все 100%, что источниками гамма-излучения были именно они», -- пояснил Самнер Старфилд, один из авторов работы.