19 апреля ‘24, Пятница

Геологи разглядели на океанском дне следы айсбергов высотой в три небоскреба

Ученые обнаружили на дне океана полосы, прочерченные огромными айсбергами. В прошлом глыбы льда таких размеров могли оказать решающее влияние на характер океанских течений.

Об этом говорится в статье немецких геологов из Института полярных и морских исследований имени Альфреда Вегенера, опубликованной в журнале Geophysical Research Letters.

Открытие было сделано, когда ученые решили заново проанализировать батиметрические карты, составленные 24 года назад во время плавания исследовательского судна Polarstern в Северном Ледовитом океане. Новая методика обработки данных позволила авторам статьи найти на подводном плато в 400 километрах от восточного побережья Гренландии 5 «дорожек», оставленных айсбергами.

Следы образовались, когда подводная часть проплывающего айсбергов скребла по дну - длина обнаруженных «дорожек» достигает 4 километров, а глубина - 15 метров. Они расположены на глубине 1200 метров - ранее ученые не наблюдали ничего подобного на таких глубинах. Точный возраст следов ученые установить не могут - скорее всего, они могли быть оставлены айсбергами во время ледниковых периодов, случавшихся на протяжении последних 800 тысяч лет.

Во время оледенений уровень океана был примерно на 120 метров ниже, чем сейчас, так что дорожки в окрестностях Гренландии процарапали айсберги, чья подводная часть равнялась 1080 метрам. В наши дни такие огромные айсберги не наблюдаются - самый крупный из когда-либо измеренных современных айсбергов уходит под воду на глубину всего в 700 метров.

Общая высота айсбергов, «наследивших» рядом с Гренландией, равнялась 1200 метрам - следовательно, они были в три раза выше легендарного небоскреба Эмпайр-стейт-билдинг в Нью-Йорке. Авторы статьи полагают, что такие огромные айсберги могли охлаждать околодонные слои Атлантического океана, что во время последнего ледникового периода привело к остановке Гольфстрима и значительному похолоданию в Европе.

Экс-глава ЦРУ Бреннан предупредил о последствиях атаки Израиля на Иран