20 июня ‘19, Четверг

Первые млекопитающие лакомились жуками

Палеонтологи показали, что древнейшие млекопитающие были специализированными хищниками, которые охотились на строго определенные типы насекомых, включая жуков.

Об этом говорится в статье британских ученых из Бристольского университета, опубликованной в свежем выпуске журнала Nature.

Млекопитающие появились в конце триаса, около 220 миллионов лет назад. Долгое время считалось, что первые 50 миллионов лет своей эволюции они были неспециализированными насекомоядными существами и поедали без разбору всех членистоногих, попадавшихся у них на пути. Однако авторы статьи выяснили, что уже тогда млекопитающие занимали разные экологические ниши.

Внимание ученых привлекли челюсти и зубы двух млекопитающих, Morganucodon и Kuehneotherium, которые жили в самом начале нижней юры (около 200 миллионов лет назад) на территории современного Южного Уэльса. Палеонтологи вычислили, какую силу могла развивать жевательная мускулатура этих организмов, а также проанализировали строение их зубной эмали.

Оказалось, что давление, которое при укусе развивали средние моляры (коренные зубы) Morganucodon, было в двое больше, чем у Kuehneotherium. Последний по характеристикам своей зубной эмали напоминал современных летучих мышей, питающихся мухами и бабочками, а вот Morganucodon был больше похож на летучих мышей, в рацион которых входят насекомые с жесткими покровами, такие как жуки.

Открытие доказывает, что уже с самого начала млекопитающие специализировались на разных типах добычи. Kuehneotherium не способен был разгрызать надкрылья жуков (их в большом количестве находят в отложениях данного возраста), но зато мог ловить скорпионниц, ручейников и сетчатокрылых (бабочек в начале юры еще не было).

Напомним, недавно палеонтологи обнаружили в Китае останки юрского млекопитающего с ядовитыми шпорами.