29 марта ‘24, Пятница

Хищные спинозавры любили поплавать

Палеонтологи откопали в Марокко скелет спинозавра, одного из крупнейших хищных динозавров. Его изучение показало, что этот ящер большую часть жизни проводил в воде, нападая на акул.

Описание находки, подготовленное американскими и итальянскими учеными, опубликовано в свежем выпуске журнала Science.

Спинозавры (Spinosaurus aegiptiacus) жили во второй половине мелового периода на территории современной Африки. Они передвигались на четырех ногах и несли на спине огромный костный «парус». Единственный относительно полный скелет S. aegiptiacus хранился в Мюнхене и погиб в результате бомбардировки во время Второй мировой войны, так что специалисты не могли его переизучить.

Авторам статьи посчастливилось отыскать в Марокко еще один скелет, относящийся к данному виду. Он был найден в отложениях возрастом около 97 миллионов лет. В руки ученых попал череп спинозавра, часть позвоночника, конечности и тазовые кости. Приняв во внимание отдельные кости S. aegiptiacus, которые были найдены ранее, ученые создали трехмерную реконструкцию скелета этого хищника.

Судя по выполненной реконструкции, длина взрослого спинозавра от морды до кончика хвоста составляла примерно 15 метров - то есть он был больше самых крупных тираннозавров, чья длина доходила до 12,5 метров. Как вычислили исследователи, кости S. aegiptiacus были на 30-40% плотнее, чем у других динозавров - массивный скелет характерен для животных, много времени проводящих в воде.

Кроме того, ноздри спинозавра располагались на верхней стороне головы, чтобы в них не заливалась вода. Задние конечности у данного хищника были непропорционально маленькими, а бедра по длине уступали голеням, что нетипично для других крупных динозавров. Кроме того, центр тяжести спинозавра был сильно смещен вперед, что затрудняло прогулки по суше, но позволяло эффективнее перемещаться в водной стихии.

По мнению ученых, все эти факты свидетельствуют: спинозавры вели околоводный образ жизни и ловили во время своих заплывов акул и прочих крупных рыб. Гребли же они хвостом, раскачивая им из стороны в сторону. Спинной «парус» во время «водных процедур» спинозавров, скорее всего, торчал из воды - зачем он был нужен, палеонтологи объяснить пока не могут.