24 апреля ‘24, Среда

Астрономы открыли очень «голодную» черную дыру

Ученые обнаружили черную дыру, которая поглощает вещество с рекордно быстрой скоростью, несмотря на свои небольшие размеры.

Об этом говорится в статье специалистов из Международного центра радиоастрономии, опубликованной в свежем выпуске журнала Nature.

Считается, что скорость поглощения вещества пропорциональна массе черных дыр - чем они тяжелее, тем они быстрее «засасывают» окружающую материю и тем ярче светятся. Поэтому когда ученые обнаружили очень яркую дыру P13, расположенную на окраине галактики NGC7793, они сначала решили, что имеют дело с весьма массивным объектом.

Однако дальнейшие вычисления показали, что масса P13 удивительно мала, учитывая ее «аппетиты», и всего в 15 раз превосходит массу Солнца. Судя по светимости этой черной дыры, удаленной от нас на 12 миллионов световых лет, она поглощает вещество в 10 раз быстрее, чем полагается объектам такой весовой категории.

Донором дыры служит звезда-гигант, которая по массе в 20 раз превышает Солнце. Полный оборот P13 и звезда делают друг вокруг друга за 64 земных дня. При этом та сторона звезды, которая повернута к дыре, всегда светится ярче из-за исходящего от ее соседки рентгеновского излучения. «Питается» черная дыра, постепенно высасывая из звезды газ.

Напомним, недавно астрономам удалось разглядеть, как на обед к черной дыре попал объект, в 14-30 раз превышающий Юпитер по массе и похожий на гигантскую планету или коричневый карлик.