29 марта ‘24, Пятница

Миллиард лет назад на Земле было в 1000 раз меньше кислорода, чем сейчас

Ученые нашли причину, по которой многоклеточная жизнь на Земле появилась с опозданием. Выяснилось, что задержка была связана с очень низким уровнем кислорода в атмосфере.

Результаты исследования, проведенного американскими учеными из Технологического института Джорджии, опубликованы в свежем выпуске журнала Science.

Первые многоклеточные животные появились на нашей планете около 800 миллионов лет назад, хотя, казалось бы, подходящая среда для них сформировалась гораздо раньше. Авторы статьи решили выяснить, чего же не хватало живым организмам, чтобы перейти к многоклеточности. Для этого они проанализировали древние отложения на территории Китая, Канады и США.

Главный упор ученые сделали на породы, обогащенные железом и формировавшие рядом с побережьем древнего океана. Они особенно чувствительно к уровню кислорода в атмосфере. Исследователи измеряли этот уровень по степени окисленности хрома, содержащегося в отложениях.

Выяснилось, что на протяжении примерно одного миллиарда лет, предшествовавшего появлению первых многоклеточных созданий, концентрация кислорода в атмосфере составляла всего 0,1% от нынешнего уровня, а не 40%, как считалось ранее. Ученые назвали это время «скучным миллиардом», поскольку из-за низкого содержания O2 на Земле тогда могли существовать лишь бактерии.

Впрочем, стоит отметить, что недавно другая группа исследователей пришла к прямо противоположному результату. Она выяснила, что биогенный кислород стал поступать в атмосферу уже 3 миллиарда лет назад, то есть даже раньше, чем принято считать.