27 апреля ‘24, Суббота

«Розетта» нашла различие между водой на Земле и на комете 67P

Ученые выяснили, что вода, входящая в состав кометы 67P/Чурюмова — Герасименко, имеет другой изотопный состав, чем вода на нашей планете. Это значит, что кометы не имеют отношения к возникновению океанов на Земле.

К такому выводу пришли швейцарские специалисты из Бернского университета и их коллеги из США и Франции, чья статья опубликована в журнале Science.

Авторы работы проанализировали данные, собранные спектрометром ROSINA, который установлен на борту зонда «Розетта». В начале августа этот аппарат вышел на орбиту кометы 67P - она представляет собой четырехкилометровую ледяную гору, состоящую из двух половинок. Прибор ROSINA проанализировал водяной пар, образующийся при испарении льда и окутывающий комету.

Выяснилось, что на каждые 10 000 обычных атомов водорода, которые входят в состав молекул воды, на комете приходится около 6 тяжелых изотопов дейтерия. Это почти в три раза больше, чем на Земле. Содержание дейтерия является очень устойчивой характеристикой воды и практически никогда не меняется. Поэтому на этот показатель можно ориентироваться в вопросе о происхождении земных океанов.

Ранее считалось, что большую часть воды на Землю принесли кометы. Однако данные «Розетты» окончательно ставят крест на этой теории. К настоящему времени с помощью различных методик ученые измерили содержание дейтерия на 11 кометах, и только на одной из них, комете 103P/Хартли, его оказалось столько же, сколько на Земле.

Интересно, что 103P/Хартли относится к той же группе комет, что и 67P - к семейству Юпитера. Это значит, что изотопный состав воды в этих небесных телах сильно варьирует. Согласно предположению авторов статьи, вместо комет воду на Землю могли принести метеориты - ранее было показано, что в метеоритах из Астероидного пояса между Марсом и Юпитером в процентном соотношении содержится столько же дейтерия, сколько на нашей планете.

Набиуллина заявила о риске инфляции в случае повышения зарплат