19 мая ‘19, Воскресенье

В США найдена рыба возрастом 300 млн лет с окаменевшей сетчаткой

Палеонтологи нашли на территории США древнюю рыбу, в глазах которой удалось рассмотреть палочки и колбочки. Ранее клетки сетчатки не были известны в ископаемом состоянии.

Описание уникальной находки, подготовленное японскими учеными из Университета Кумамото, опубликовано в журнале Nature Communications.

Глаза членистоногих, например, трилобитов, хорошо сохраняются в окаменевшем виде, однако это нельзя сказать про глаза позвоночных. Мягкие ткани глаз рыб полностью разлагаются за 10-60 дней после смерти животного, так что окаменеть они просто не успевают. Поэтому авторы работы были удивлены, когда им удалось в деталях изучить сетчатку вымершей рыбы Acanthodes bridgei.

«Кладбище» этих рыб было обнаружено на территории штата Техас в отложениях конца каменноугольного периода возрастом около 300 млн лет. Погибшие рыбы сразу же заносились толщей осадка, так что они избежали разложения. Под сканирующим микроскопом ученые смогли рассмотреть у них палочки и колбочки, похожие на те, что есть у современных рыб.

Наличие двух типов фоторецепторов говорит о том, что A. bridgei обладали цветным зрением. Кроме того, из ее сетчатки исследователи выделили пигмент эумеланин. По соотношению палочек и колбочек ископаемая рыба похожа на тропического бычка Rhinogobius. Подобно ему, A. bridgei обитала в мелководных водоемах и вела дневной образ жизни – так что хорошее зрение ей было необходимо.

Напомним, недавно палеонтологи обнаружили в Швеции осмундовый папоротник с окаменевшими хромосомами. Открытие доказывает, что эта группа растений не менялась 180 миллионов лет.