19 апреля ‘24, Пятница

Ученые обнаружили в маске мумии древнейший фрагмент Евангелия

Специалисты смогли извлечь из маски египетской мумии древнейший фрагмент Евангелия, датируемый первым столетием нашей эры. Для этого маску пришлось разрушить.

Об открытии, сделанном канадскими учеными из Богословского колледжа при Университете Акадия, сообщил портал LiveScience.

В настоящее время древнейшими экземплярами канонических Евангелий считаются документы, датируемые вторым столетием (101-200 годами нашей эры). Однако в руки ученых попал обрывок Евангелия от Марка, написанный до 90 года нашей эры. Он входил в состав маски египетской мумии вместе с другими исписанными листами папируса.

Как отмечают исследователи, маски для многих мумий, заказывавшиеся людьми из простонародья, изготовлялись путем склеивания использованных папирусных листов, что напоминает современную технику папье-маше. Недавно ученые научились расклеивать такие маски, не повреждая при этом самих текстов.

Чтобы извлечь фрагмент с Евангелием от Марка, маска была полностью разрушена - однако, как считают специалисты, она не представляла серьезной исторической ценности. Евангелие было датировано по другим документам, входившим в состав маски (среди них были деловые бумаги), а также по стилю письма и изотопам углерода.

Содержание фрагмента ученые не разглашают - но расшифровка будет опубликована уже в текущем году. Напомним, недавно специалисты установили, что папирус, содержащий упоминание о жене Иисуса Христа, является древним документом, а не современной подделкой. Впрочем, древность папируса еще не доказывает, что Иисус в самом деле был женат.