17 апреля ‘24, Среда

Палеонтологи вычислили, сколько крови блохи выпивали из динозавров

Ученые впервые обнаружили мезозойскую блоху с растянутым брюшком. Скорее всего, она окаменела, напившись крови динозавров или примитивных птиц.

Об этом говорится в статье китайских палеонтологов из Столичного педагогического университета, опубликованной в журнале BMC Evolutionary Biology. Среди авторов работы – Александр Расницын, заведующий Лабораторией артропод Палеонтологического института РАН.

Два года назад ученые уже сообщали о находке ископаемых родичей блох, относящихся к семейству Pseudopulicidae. Паразитические насекомые были обнаружены в средней юре китайского местонахождения Даохугоу (165 млн лет назад) и в верхнемеловой формации Исянь (125 млн лет назад). Брюшная и спинная стороны тела у Pseudopulicidae были плоскими, как у постельных клопов, тогда как все современные блохи «сплющены» с боков.

Авторы статьи отыскали в отложениях формации Исянь еще двух представителей данного семейства, самцу и самку, и отнесли их к новому виду Pseudopulex tanlan. По сравнению со своими юрскими родичами, P. tanlan несколько мельче – длина тела найденных особей составляет около 10 мм. Тем не менее, они всё равно крупнее современных блох, размеры которых не превышают 5 мм.

Брюшко самки P. tanlan необычайно утолщено – судя по отличной сохранности экземпляра, эту особенность нельзя объяснить посмертной деформацией. Скорее всего, блоха погибла, насосавшись крови. Сравнив отпечаток с ископаемыми блохами, погибшими «натощак», ученые вычислили: блоха высосала примерно 0,02 миллилитра крови – примерно в 15 раз больше, чем могут за один раз высосать современные блохи.

По мнению ученых, представители Pseudopulicidae могли атаковать пернатых динозавров, птерозавров, примитивных птиц или млекопитающих среднего размера. Все эти существа известны из формации Исянь, откуда происходят блохи. Кроме того, недавно в этих отложениях были найдены и другие паразиты с остатками крови в кишечнике - кровососущие клопы Torirostratidae.

Эффект порадует дачников: вот зачем нужно застилать грядки газетами