22 августа ‘18, Среда

Биологи рассказали о микроорганизмах, не менявшихся 2 млрд лет

Ученые выяснили, что некоторые глубоководные бактериальные сообщества, живущие у берегов Южной Америки, не менялись более 2 млрд лет. Открытие доказывает, что эволюция не идет в тех случаях, когда организмы оптимально приспособлены к окружающей среде.

Об этом говорится в статье американских специалистов из Калифорнийского университета, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Внимание исследователей привлекли сообщества бактерий, которые занимаются переработкой серы. Эти сообщества состоят из двух групп микроорганизмов - одни из них живут в глубине морского ила и в анаэробных условиях восстанавливают сульфаты (SO4), содержащиеся в морской воде, до сероводорода (H2S). Другие бактерии, живущие на поверхности ила в присутствии кислорода, окисляют H2S до кристаллической серы или сульфатов.

Авторы статьи сравнили структуру таких сообществ, живущих в наши дни у побережья Южной Америки, с ископаемыми образцами, которые происходят из Западной Австралии. Одни из них были найдены в формации Тьюри Крик возрастом 2,3 млрд лет, других бактерий собрали в формации Дак Крик возрастом 1,8 млрд лет. С помощью сканирующего микроскопа ученые реконструировали трехмерную структуру ископаемых сообществ.

Выяснилось, что как и сейчас, древние бактериальные экосистемы данного типа представляли собой трехмерную сеть из соединенных между собой бактериальных клеток. Один из ее компонентов - это широкие нити (диаметром около 7-9 ммк), состоящие из удлиненных клеток. Другим компонентом являются тонкие нити (диаметром 1 мкм) нити, составленные из клеток, похожих на бусины. В точности такая же картина наблюдается у южноамериканских сероперерабатывающих бактерий.

По мнению авторов статьи, данные бактериальные сообщества не менялись последние 2 млрд лет. Они возникли примерно 2,4 млрд лет назад, когда атмосфера Земли стала насыщена кислородом - это обогатило океан сульфатами, необходимыми для жизнедеятельности сероперерабатывающих микроорганизмов. Поскольку бактерии были хорошо приспособлены к условиям морского дна, а они с тех пор не менялась, то эволюция в этих экосистемах как бы замерла.