29 марта ‘24, Пятница

Засухи и пожары мешали динозаврам заселить экватор

Палеонтологи установили, что суровые климатические условия долго мешали динозаврам заселить экваториальные широты. Особенно пагубно на них сказывались засухи и пожары.

К такому выводу пришли американские и британские ученые, чья статья опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Впервые динозавры появились около 230-240 миллионов лет назад в позднем триасе и вскоре после этого быстро распространились по всем континентам. Однако экваториальные широты они заселили с запозданием примерно в 30 миллионов лет. Все это время на экваторе встречались лишь мелкие хищные динозавры - ученым не удалось найти в этом регионе ни одного растительноядного динозавра, хотя в более высоких широтах они были обильны.

Авторы статьи попытались найти объяснение этому феномену. Они изучили пыльцу, органические остатки и изотопный состав формации Чинли, возраст которой составляет 205-215 миллионов лет. Ее породы выходят на поверхность в районе ранчо Гост в штате Нью-Мексико (широкой публике оно известно потому, что там работала известная американская художница Джорджия О’Киф). В конце триаса эта местность располагалась на экваторе, примерно на той же широте, что юг Индии в наши дни.

Анализ древесного угля, содержащегося в отложениях формации, показал, что на экваторе часто происходили лесные пожары, температура которых доходила до 680 градусов Цельсия. Они уничтожали растительность и вызывали эрозию почвы. Ученые связывают их возникновение с частыми засухами, которые, в свою очередь, объясняются высокой концентрацией CO2 в атмосфере. В начале изученного периода она составляла 1200 ppm (миллионных долей), а к концу она повысилась до 2400 ppm.

Пожары и засухи подрывали пищевую базу растительноядных динозавров, поэтому в регионе могли жить лишь их мелкие хищные собратья, такие как Coelophysis. Однако и их доля составляла всего 15% от всех позвоночных - доминировали в этом сообществе псевдозухии, предки современных крокодилов.