16 февраля ‘19, Суббота

Найдены древнейшие насекомые-паразиты пресноводных губок

Ученые обнаружили в верхнемеловом янтаре древнейших представителей Sisyridae, насекомых, личинки которых в наши дни паразитируют на пресноводных губках.

Описание находки, сделанной Владимиром Макаркиным из Биолого-почвенного института РАН и его украинским коллегой Евгением Перковским, опубликовано в журнале Cretaceous Research.

Sisyridae - это небольшое семейство сетчатокрылых насекомых, паразитирующих на пресноводных губках. Взрослые сизириды откладывают яйца на прибрежную растительность, так что личинки, вылупляющиеся из них, падают в воду и отправляются на поиски губок. После того, как жертва найдена, личинки не покидают ее до момента окукливания.

В палеонтологической летописи Sisyridae очень редки - до настоящего времени древнейшие из них были известны лишь из нижнего эоцена. Авторы статьи смогли проследить их историю еще почти на 30 млн лет в прошлое, обнаружив двух взрослых сизирид в кусках таймырского янтаря. Он сформировался во второй половине мелового периода, около 85 млн лет назад.

Найденные насекомые принадлежат к ранее неизвестному роду, получившему название Prosisyrina. Интересно, что пресноводные губки близкого возраста, на которых могли бы паразитировать таймырские сизириды, в ископаемом состоянии в Евразии отсутствуют. Тем не менее, ученые уверены, что их личинки не могли питаться кем-то другим, поскольку тонкие и длинные части ротового аппарата личинок этого семейства не предназначены для ловли подвижной добычи.

Авторы статьи отмечают, что губки колонизировали пресноводные водоемы еще в конце юрского периода, поэтому первые сизириды могли появиться уже тогда.