26 апреля ‘24, Пятница

Звезды-близнецы помогут измерить Млечный путь

Астрономы предложили новый способ измерения расстояния от Земли до отдаленных звезд. Оказалось, для этого идеально подходят звезды-близнецы с одинаковым спектром излучения.

К такому выводу пришли британские ученые из Кембриджского университета, чья статья опубликована в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Точное измерений расстояний, отделяющих нас от звезд, представляет собой непростую задачу для астрономии. Если речь идет о ближайших к Земле звездах, лежащих в пределах 1600 световых лет, то астрономы используют эффект параллакса. Так называется изменение видимого положения близких объектов по отношению к отдаленному фону при перемене позиции наблюдателя (например, если посмотреть на свою руку сначала левым, а потом правым глазом, то мы увидим, как она смещается по отношению к экрану компьютера и другим объектам на заднем плане).

Космический телескоп «Гайя», выведенный на орбиту в 2013 году, позволит вычислить параллакс звезд, удаленных от нас на расстояние до 30 000 световых лет. Это поможет узнать точное расстояние до одного миллиарда звезд, что составляет всего 1% всех звезд Млечного пути. Расстояния же до более отдаленных звезд можно вычислить лишь очень приблизительно, ошибка составляет до 30%.

Авторы статьи предложили решение этой проблемы. Они показали, что для измерения расстояния до отдаленной звезды специалистам достаточно найти ее «близнеца» с идентичным спектром излучения из числа более близких звезд. Тогда, чтобы вычислить расстояние до отдаленной звезды, достаточно будет сравнить ее яркость с яркостью близнеца, расстояние до которого уже установлено с помощью параллакса.

Чтобы испробовать свою методику, ученые сопоставили 600 звезд, для которых известны и подробные спектры, и удаленность, и нашли среди них 175 пар близнецов. Оказалось, что расстояния до светил, вычисленные на основе разницы яркости, точно соответствуют расстояниям, вычисленным на основе данных о параллаксе, собранных телескопом Hipparcos, предшественником «Гайи».

Ученые надеются, что открытие поможет составить более точную карту Млечного пути.