29 марта ‘24, Пятница

В Австралии открыта длиннейшая сухопутная цепь вулканов

Геологи обнаружили в Австралии следы вулканической активности, которые свидетельствуют о существовании под этим континентом длиннейшего в мире мантийного плюма (пузыря).

Результаты исследования, проведенного учеными из Австралийского национального университета, опубликованы в журнале Nature.

Как правило, вулканические цепи возникают по границам тектонических плит, однако изредка они располагаются и в их центре. Такие аномалии называются горячими точками - самым известными из них являются вулканы на Гавайях и вулкан Йеллоустон на северо-западе США. Авторам статьи посчастливилось обнаружить еще одну такую горячую точку в Австралии.

Вулканическая цепь, получившая название Косгроув, пересекает восток Зеленого континента. Она тянется от побережья штата Квинсленд до побережья штата Виктория, длина цепи составляет около 2000 километров. Вулканы, входящие в ее состав, извергались примерно 9-33 миллиона лет назад, о существовании многих из них было известно и ранее, но специалисты не догадывались, что они представляют собой единое целое.

Дело в том, что под Косгроувом, как считают авторы статьи, находится мантийный плюм - огромный вырост расплавленный мантии, который вдается в вышележащую земную кору подобно пузырю. По длине этот плюм в три раза превышает аналогичное образование, которое тянется под США и заканчивается вулканом Йеллоустон.

Впрочем, извержение Косгроува австралийцам пока не грозит. Ученые вычислили, что плюм прорывается наружу, только если толщина литосферы составляет менее 130 километров. Сейчас же его надежно запечатывает Австралийская тектоническая плита - она движется поверх плюма со скоростью 7 сантиметров в год, наползая на него своим толстым краем.