28 марта ‘24, Четверг

Исландский вулкан выбросил больше вредного газа, чем все заводы Европы

Ученые выяснили, что во время своего недавнего извержения исландский вулкан Бардарбунга по выбросам сернистого газа оставил далеко позади всю индустрию Европы.

Об этом говорится в статье британских специалистов из Университета Эдинбурга, опубликованной в журнале Journal of Geophysical Research.

Как правило, в общественном сознании загрязнение атмосферы ассоциируется с деятельностью человека. Однако иногда природные факторы вносят в этот процесс куда больший вклад. Чтобы показать это, авторы статьи решили оценить объем выбросов сернистого газа, наблюдавшихся при извержении вулкана Бардарбунга на юго-востоке Исландии в 2014-2015 годах.

Сернистый газ - это одно из основных антропогенных загрязняющих веществ. Он выделяется в атмосферу при сжигании ископаемого топлива и выплавке металлов и вызывает выпадение кислотных дождей. Ученые подсчитали, что Бардарбунг выбросил за время своего извержения в три раза больше этого газа, чем все производства Европы в 2010 году.

По словам исследователей, всего из вулкана вытекло 1,5 кубических километра лавы, что делает это извержение самым масштабным за последние 200 лет в Исландии. На пике активности ежесекундно из жерла Бардарбунг поступало до 200 кубических метров лавы, так что за одну минуту он мог наполнить ей пять олимпийских бассейнов.

Пик выбросов сернистого газа пришелся на сентябрь 2014 года - тогда он выделялся в атмосферу со скоростью 120 килотонн в день. Как отмечают исследователи, эти выбросы были зафиксированы и спутниками. Тем не менее, спутниковые данные несколько расходятся с предсказаниями модели, использовавшейся в работе.

Ученые надеются, что их расчеты помогут в будущем точнее оценить последствия извержений вулканов и их влияние на климат и качество воздуха.