16 апреля ‘24, Вторник

Рядом со звездой AU Микроскопа открыты загадочные волны

Астрономы разглядели в протопланетном диске звезды AU Микроскопа очень быстрые волны, которые время от времени пробегают через него. Ранее данный феномен не наблюдался ни в одном из уголков Вселенной, его причины пока остаются загадкой.

Об этом говорится в статье немецких, швейцарских и французских астрономов, опубликованной в свежем выпуске журнала Nature.

AU Микроскопа - это одна из самых близких звезд к Солнечной системе, которая удалена от нас на расстояние всего в 32 световых года. Вокруг этой молодой звезды расположен пылевой диск, в котором, как предполагается, могут идти процессы образования новых планет. Пытаясь проследить за ними, авторы работы навели на диск инструмент SPHERE, установленный на телескопе VLT (Чили).

Однако вместо планет ученые обнаружили в диске пять странных структур, которые в поперечном сечении напоминают перевернутые арки, вдавленные в его поверхность. Авторы извлекли из архива фотографии диска, сделанные «Хабблом» в 2010-2011 годах, и выяснили, что он также запечатлел подобные «арки».

Проанализировав имеющиеся данные, астрономы пришли к выводу, что обнаруженные структуры представляют собой волны, подобные тем, которые разбегаются от камня, брошенного в воду. Они движутся от центра диска к его краю со все возрастающей скоростью, которая достигает 4-10 километров в секунду. Эти волны являются слишком быстрыми, чтобы их могли порождать зарождающиеся в диске планеты.

Более вероятно, что волны образуются в результате вспышек излучения, периодически возникающих на AU Микроскопа. По другой версии, их может вызывать гравитационная нестабильность системы или же астероидные столкновения. «Ничего подобного ранее никогда не наблюдалось и не было предсказано теоретически, поэтому мы можем только гадать о природе этого явления», -- пояснила Кэрол Грэди, соавтор статьи.

Эффект порадует дачников: вот зачем нужно застилать грядки газетами