16 февраля ‘19, Суббота

125 млн лет назад птицы летали не хуже нынешних

Палеонтологи обнаружили в Испании крыло раннемеловой птицы, которое доказывает, что уже во времена динозавров пернатые могли маневрировать в полете не хуже, чем в наши дни.

Об этом говорится в статье испанских ученых из Мадридского автономного университета, опубликованной в журнале Scientific Reports.

В меловом периоде основной доминирующей группой птиц были представители Enantiornithes. Этих зубастых созданий, которые по строению скелета значительно отличались от современных пернатых, нередко находят, например, в Китае. Однако, несмотря на обилие ископаемого материала, оставалось неясным, как именно у Enantiornithes была устроена мускулатура крыла.

Ответить на этот вопрос ученым помогла находка, сделанная в местечке Лас Ойес недалеко от испанского городка Куэнка. Исследователи обнаружили в породах возрастом около 125 миллионов лет плитку с отпечатком фрагмента крыла, принадлежавшего одному из представителей Enantiornithes. На отпечатке хорошо видны перья, мягкие ткани, фаланги пальцев и коготок, выступающий за пределы крыла, а также фрагменты локтевой и лучевой костей.

По словам исследователей, в крыле ископаемой птицы хорошо развит постпатагиум - летательная перепонка из кожи, соединяющая плечевой сустав со сгибом кисти. В ней находятся фолликулы (основания) маховых перьев, к которым прикреплены связки и небольшие мышцы. Точно так же эта структура устроена и у современных птиц, что дает им возможность точно регулировать форму крыловой лопасти в ответ на завихрения воздуха.

Как указывают авторы работы, изученное ими крыло потеряло большинство хватательных функций, свойственных передним конечностям динозавров - предков птиц. Таким образом, меловые Enantiornithes были вполне «компетентными» летунами, способными к сложным маневрам в полете.