28 марта ‘24, Четверг

В недавнем прошлом Европа была затоплена гигантским цунами

Геологи нашли в Дании следы гигантского цунами, которое обрушилось на Европу вскоре после окончания последнего ледникового периода, около 8200 лет назад. Если бы эта катастрофа случилась сейчас, то она уничтожила бы всю нефтяную индустрию Северного моря.

Об этом говорится в статье датских специалистов из Университета Копенгагена, опубликованной в журнале Geology.

В последнее время внимание ученых всё чаще привлекают следы древних цунами - их анализ помогает учитывать риски при прогнозировании возможных природных катастроф. Так, недавно ученые выяснили, что 73 тысячи лет назад у побережья Западной Африки возникло цунами высотой 240 метров, вызванное внезапным обрушением в море части вулкана.

На этот раз исследователи показали, что почти столь же мощные волны могли захлестывать в недавнее время и Европу. Они сосредоточились на поиске следов цунами, которое случилось 8200 лет назад из-за подводного оползня Сторегга. Он сошел на шельфовом участке Северного моря, напротив побережья Норвегии.

Долгое время считалось, что цунами, вызванное этим событием, было относительно небольшим и не затронуло берега континентальной Европы. Однако авторы статьи нашли отложения этого цунами на месте древнего озера в юго-западной Дании. Наносы, оставшиеся после волны, располагались на высоте от 1,5 до 5,5 метров выше тогдашнего уровня моря.

В момент возникновения цунами его высота достигала 80 метров. От стихийного бедствия особенно пострадали Исландия, Шотландия, Норвегия и северное побережье Англии. В тот момент, когда цунами добралось до них, его высота составляла около 20 метров. Всего волна распространилась примерно на 1000 километров вдоль шельфа Северного моря.

По словам ученых, в обозримое время Европе едва ли грозят подобные цунами. Однако если аналогичное по масштабам стихийное бедствие всё же разразится в наши дни, то оно уничтожит все нефтяные платформы в Северном море, а также нанесет непоправимый ущерб прибрежным городам.

В Приморье сферу услуг адаптируют к китайскому языку ради туристов